Любовь глазами буддийского монаха

11[1]

Легендарный учитель дзен-буддизма Тхит Нят Хан о том, что любить – значит прежде всего понимать другого человека.

  1. Если растворить горсть соли в чашке с водой, воду невозможно будет пить. Но если высыпать эту соль в реку, из нее по-прежнему можно будет брать воду для готовки, умывания и питья. Река необъятна, и у нее есть способность принимать, обнимать и трансформировать. Если сердце маленькое, то способность понимать и сопереживать ограничена, и мы страдаем. Мы не можем принять несовершенство других и требуем, чтобы они изменились. Но когда наши сердца становятся больше, те же самые вещи уже не заставляют нас страдать. В нас много понимания и сопереживания, и мы можем раскрыть другим свои объятия. Мы принимаем их такими, какие они есть, и тогда у них пояляется шанс измениться.
  2. В по-настоящему глубоких отношениях исчезает граница между вами и другим человеком. Он – это вы, и вы – это он. Ваше страдание – его страдание. Когда вы осознаете собственное страдание, вы помогаете любимому человеку страдать меньше. Страдание и счастье больше не кажутся вам единоличными понятиями. То, что проиходит с любимым человеком, происходит и с вами. То, что происходит с вами, происходит с вашим любимым человеком. В настоящей любви больше нет отделения или дискриминации. Его счастье – это ваше счастье. Ваше страдание – это его страдание. Вы больше не можете сказать «Это твоя проблема».
  3. Суть глубокой любви в том, чтобы быть способным предложить счастье. Вы можете стать лучом света для другого человека. Невозможно предложить счастье кому-то, пока вы сами его не испытываете. Поэтому постройте внутри себя уютный дом, принимая себя и учась любить и исцелять себя. Практикуйте осозанность, чтобы создавать моменты счастья и радости для собственной подпитки. Тогда у вас будет что предложить другому человеку. Когда мы подпитываем и поддерживаем наше собственное счастье, мы ухаживаем за нашей способностью любить. Вот почему любить означает овладеть искусством подпитывать свое счастье. Если в вас достаточно понимания и любви, тогда каждая минута – проводите ли вы ее, готовя завтрак, ведя машину, поливая сад или делая любое другое дело в течение дня – может быть минутой радости. Понимание чужих страданий – лучший подарок, который вы можете подарить другому. Понимание – еще одно имя любви. Если вы не понимаете, вы не можете любить.
  4. Часто мы влюбляемся не потому, что по-настоящему любим и понимаем объект нашей страсти, а чтобы отвлечь себя от наших собственных страданий – жизненных неурядиц, неприятных эмоций. Когда мы учимся любить и понимать себя и по-настоящему сострадать себе, тогда мы можем по-настоящему любить и понимать другого челвоека. Любить, не осознавая, как мы любим, – значит ранить любимого человека. Чтобы знать, как любить, мы должны понимать другого. Чтобы понимать, необходимо слушать. Если вы любите, вы должны быть способны принести облегчение любимому человеку в его страданиях. Это искусство. Если вы не понимаете корни его страданий, вы не можете помочь, как доктор не может вылечить вашу болезнь, если не знает ее причину. Вам необходимо понимать причину страданий любимого человека, чтобы принести облегчение. Чем больше вы понимаете, тем больше вы любите; чем больше вы любите, тем больше понимаете. Это две стороны одной реальности. Способность понимать и способность любить суть одно и то же.
  5. Часто, говоря «Я люблю тебя», мы делаем упор на «Я», которое любит, и не задумываемся о самой любви, которую предлагаем, – насколько она глубока. Все потому, что мы находимся в плену нашего эго. Мы считаем себя чем-то отдельным, но на свете не существует такой вещи, как отдельное «Я». Цветок состоит исключительно из нецветочных элементов, – таких, как хлорофилл, солнечный свет и вода. Если убрать из цветка все нецветочные элементы, от него ничего не останется. Цветок не может бы сам по себе. Цветок может быть только вместе с нами, в «со-бытии» или взаимосвязанном бытии. Так же и человек. Мы не можем существовать сами по себе. Мы можем жить только во взаимосвязанном бытии. Я состою только из элементов не-себя, таких, как земля, солнце, родители и предки. В отношениях, если вы способны видеть природу взаимосвязанного бытия между вами и любимым человеком, вы чувствуете, что его страдание – ваше собственное страдание, а ваше счастье – его счастье. С таким видением любви вы говорите и действуете по-другому. Это само по себе может облегчить немало страданий.

 

 Для меня любовь – это… 

Созвучие Иван, 29 лет, женат

«В любви мне необходима взаимная самоотдача. Мне приятно отдавать себя и в эмоциональном, и в физическом смысле, и хорошо, что рядом со мной человек, во всем созвучный мне, готовый давать и принимать. Именно такое движение навстречу друг другу я считаю самым важным для отношений».

Привязанность Юрий, 36 лет, разведен

«Это можно назвать словом «привычка»: я привыкаю к ней, она привыкает ко мне, между нами возникает привязанность. Мне важно это ощущение: комфортная, спокойная, хорошая, правильная привычка, уклад жизни, в котором все устраивает, все разложено по полочкам… Когда я понимаю, что я без нее никуда, что она – мое все. И лучше бы она никогда и никуда не девалась».

Взаимность Игорь, 20 лет, холост

«Странная штука: я чувствую любовь только тогда, когда мне отвечают взаимностью. Если девушка теряет ко мне интерес, я обижаюсь и злюсь. Это эгоизм, я понимаю… А потом проходит время, и я начинаю жалеть, что ее нет рядом. Впрочем, разлука с ней сейчас помогает мне преодолеть себя, почувствовать желание увидеть в ней нечто большее, чем собственные обиды и мнительность».

Безусловность Геннадий, 49 лет, женат

«Положа руку на сердце – я никогда не причислял себя к когорте «настоящих мужиков». Во мне всегда было очень сильно также и женское начало, хотя об этом вряд ли кто-то догадывался. Для меня идеал любви – отношение матери к своему ребенку. Это любовь абсолютная, безусловная, безоговорочная и – я не боюсь этого слова – божественная. Я стараюсь любить женщину именно так. И сознательно культивирую в себе это чувство».

Близость Александр, 39 лет, женат

«Мы встретились 18 лет назад. Мы безумно любили друг друга. И это были одни отношения. Потом родился ребенок, и они стали другими. А сегодня я мечтаю о том, что ждет нас в будущем. Дети вырастут, мы будем жить в домике, пить чай, сидеть у печки, разговаривать, а еще лучше молчать – я мечтаю о таких отношениях. О такой близости, когда слов уже не нужно».

Труд души Александр, 52 года, женат

«Любовь для меня – это в первую очередь труд души. Только так рождаются понимание и уважение друг к другу, нежность, доверие. Одним словом – радость. Я давно понял, что ощущаю себя цельным человеком, только когда мы вместе».

Ощущение радости Юлий, 26 лет, женат

«Знаете, как бывает… Вечер, позади трудный день. Ей надо сделать задание по органической химии. Склонилась над тетрадкой, рисует там какие-то непонятные формулы. А я рядышком примостился с книжкой. И каждый вроде бы поглощен своим занятием. Мы не разговариваем. Но не чувствуется ни скуки, ни разобщенности. Наоборот – ощущение спокойствия и радости. Что мы находимся в одной комнате, слышим дыхание друг друга, она поскрипывает ручкой, я усмехаюсь строчкам и мыслям. Исчезни все это, исчезну и я… И я знаю, что она чувствует то же самое».

Нежность Владимир, 69 лет, разведен

«Со временем многое меняется. И сейчас для меня главное в любви – это взаимная нежность и понимание. Умение уступать, получая удовольствие от этого. Я точно знаю, что во мне много эгоцентризма, и мне приходится сильно стараться, чтобы постичь ту женщину, которая мне мила. И если что-то в ней мне непонятно, а иногда даже досадно, я стремлюсь перейти на ее сторону и увидеть ситуацию так, как видит она».

 

 

 

Обсуждение закрыто.