«Ночной дозор» и другие шедевры… госмузея Амстердама (часть 1)

Живу в Голландии больше двадцати лет, бывала в разных городах, музеях, на выставках, но ни разу в самом большом и известном на весь мир Государственном музее Амстердама (Rijksmuseum). Он стоял на первых строчках моего «листа желаний», и вот в начале апреля встреча произошла. Что могу сказать… Музей не разочаровал, хотя и не особо очаровал, наверное, я избалована богатством русской культуры (в свое время бывала в самых прославленных российских музеях и дворцах), и русская история, запечатленная на полотнах русских художников, мне ближе. Но прогулялась по госмузею с удовольствием (и с фотокамерой, конечно) целый день и не пожалела. Здесь лишь частичка того, что довелось увидеть там, кстати, несколько истинных шедевров, и, конечно, главный из них «Ночной дозор» Рембрандта (рассказ про него в конце).

 

 

 

 

 

 

В музее было полно народу, местных и приезжих из-за границы, было много молодежи, на удивление. Вот эта девушка довольно долго стояла перед портретом средневекового голландского дворянина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А это картина кисти Паулюса Морелсе (1571-1638) «Пастушка из Аркадии». Аркадия — сказочная страна, где живут красивые пастухи и пастушки. Часто упоминается в нидерландской поэзии 16-го века. Художники вдохновлялись ею, писали пастухов и пастушек — частично обнаженных и с цветами в волосах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Иисус среди писцов» Орацио Воргиани (1574-1616). Художник изучал стиль знаменитого Караваджио и применял в своем творчестве. Сюжет картины — на встрече с учеными писцами Иисус поразил их своими обширными знаниями и мудрыми высказываниями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вертумнус и Понома» Хендрик Голтциус (1558-1617). Богиня Понома запретила мужчинам входит в ее сад, где она собирала урожай фруктов восхищения. Влюбленный в нее бо осени Вертумнус считал, что она сама достаточно поспела, чтобы быть сорванной, и проникает в ее сад, переодевшись старухой.

 

 

 

 

 

 

 

 

В музее кроме картин полно других произведений старинного искусства. Вот эти статуэтки работы Виллема фан ден Вруке (1530-1579), одна из них называется «Спящая нимфа», сделаны с удивительным мастерством. Вруке позаимствовал манеру ваяния у самого Микеланджело во время пребывания в Италии.

 

 

 

 

 

 

 

Еще несколько произведений средневековых мастеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И наконец, главный шедевр — «Ночной дозор» Рембрандта, это такая же же жемчужина госмузея, как «Джоконда» Лувра.

 

 

 

 

 

 

 

 

Картина, которую сегодня мы знаем как «Ночной дозор», называется в оригинале иначе, а именно «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга».

Название «Ночной дозор» придумали искусствоведы в 19-м веке. Они достали полотно из запасников, увидели, как фигуры выступают на тёмном фоне, и подумали, что Рембрандт изобразил ночь. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что за годы картина успела покрыться слоем копоти, а лак потемнел. После расчистки выяснилось, что сцена на самом деле происходит днём: положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.

Изначально картина должна была висеть в банкетном зале недавно построенного «конференц-зала для аркебузиров» в Амстердаме. По одной из версий, поводом для написания полотна (причём в то время подобные групповые портреты заказывали и другие общества) был визит Марии Медичи в 1638 году. Несмотря на то, что её изгнали из Франции по приказу Людовика XIII,  в Амстердаме её приняли торжественно.

Там картина провисела до 1715 года, затем её перенесли в Амстердамскую ратушу. Чтобы полотно уместилось в новом помещении, его подрезали — обычное дело для 18-го века.

Далее картину переносили с места на место в зависимости от военной обстановки, пока в 1885-м она не оказалась в новом Rijksmuseum, где находится и сегодня.

 

Обсуждение закрыто.